Нынешний апрель ознаменовался очередным запуском системы «Пит-стоп», которая позволяет лишать водительских прав за нарушения, зафиксированные дорожными камерами.
Отметим, что законодательство, в частности, часть 3 статьи 28.6 Административного кодекса, гласит, что любые административные правонарушения, выявленные комплексами фотовидеофиксации, караются исключительно штрафами. Другим словами, конфискация водительского удостоверения не предусмотрена.
В таких условиях внедрение «Пит-стопа» является удачным техническим решением, которое, позволяя оставаться в рамках закона, в определенном смысле приравнивает дорожную камеру к реальному инспектору, остановившему водителя на дороге.
Отметим, что целью разработки системы является пресечение грубых нарушений Правил дорожного движения, в первую очередь, превышения скоростного режима на 60 км/ч и более.
Каждый инспектор снабжается нетбуком, который «вооружен» установленной программой «Пит-стоп». Она позволяет оперативно получать данные сразу от нескольких дорожных камер, установленных в непосредственной близости от патрульной машины.
Когда камера фиксирует нарушение, инспектор сразу получает уведомление и видит на экране автомобиль нарушителя, его госномер и скорость. Кроме того, программа определяет, через какое время авто появится в непосредственной близости от инспектора.
Как правило, сотрудники ГИБДД располагаются не дальше 600-700 метров от камер, чтобы оперативно сориентироваться и «выхватить» нарушителя из общего ряда. И тут виновника ждет уже не финансовое наказание, как в случае дорожными камерами, а лишение водительского удостоверения.
Отметим, что конкретная дорожная камера, с которой в данный момент работает «Пит-стоп», прекращает передачу сведений в общую автоматизированную систему для исключения двойного наказания за один и тот же проступок.
Как сообщает пресс-служба ГИБДД Москвы, система запускается в конце весны, работает летом и «сворачивается» к середине осени. Другими словами, она функционирует в сезоны, допускающие массовое нарушение скоростного режима. Ведомство отмечает, что благодаря «Пит-стопу» с февраля по октябрь прошлого года составлено 204 административных протокола.
В столичном ГИБДД не уточнили количество экипажей, которые оснащены подобными нетбуками, однако известно, что в 2018 году аппаратно-программными комплексами «Барс» с интегрированной в него системой «Пит-стоп» было оснащено 50 машин ДПС.
По словам юриста Дмитрия Дугина, сама система «Пит-стоп», равно как и оформление протокола в рамках ее использования, — это абсолютно законно. Если, конечно, протокол оформлен с указанием сведений, устанавливающих причастность водителя к правонарушению, например, госно́мера и марки авто.
Безусловно, сохраняется и право на оспаривание протокола, правда, бремя доказывания ложится уже на водителя. Иначе говоря, не инспектор убеждает суд в виновности водителя, а как раз водитель доказывает судье, что невиновен.
Эксперт отмечает, что сегодня сложилась практика, когда грубейшее нарушение часто наказывается штрафом, размер которого никак не отрезвляет лихачей. Смелости им добавляет и то обстоятельство, что зафиксированное камерой нарушение в любом случае гарантирует сохранение водительского удостоверения. И многие, что называется, откровенно расслабляются за рулем, сознательно превышая скоростной режим.
Для исправления ситуации и принято решение о запуске системы «Пит-стоп», которая приводит в чувство водителей, не считающих штрафы серьезным наказанием.